В данной статье мы расскажем, почему тормозит Windows и опишем популярные системы мониторинга, которые помогут выявить проблему. Данная информация будет полезна не только администраторам серверов на Windows, но и простым пользователям, которые работают с этой системой на своих ПК. Также материал будет полезен всем, кто использует виртуальный сервер на Windows и хочет добиться большей производительности.
Производительность сервера зависит от многих факторов. Условно все источники проблем можно разделить на несколько основных групп, а именно - процессор, оперативная память, жесткий диск, сеть и программное обеспечение. Если причина сбоев не очевидна, то в первую очередь нужно проверить состояние перечисленных компонентов. Для начала рассмотрим штатные инструменты для анализа производительности системы на примере Windows Server 2012 R2.
Диспетчер задач
Диспетчер задач позволяет выполнять различные операции с процессами, например назначать приоритет, “привязывать” процессы к определенному процессору, создавать новые процессы, но наиболее частое применение - быстрый просмотр текущей загруженности системы и принудительное завершение “проблемных” приложений.
Способы запуска Диспетчера задач:
- щелкнуть правой кнопкой мыши на панели задач и выбрать в меню “Диспетчер задач”
- ввести команду “taskmgr” в окне “Выполнить” или командной строке.
- нажать комбинацию клавиш “Ctrl+Alt+Del” и выбрать “Диспетчер задач”
- нажать комбинацию клавиш “Ctrl+Shift+Esc”
Диспетчер задач отображает в реальном времени для каждого работающего процесса объем потребляемой оперативной памяти и нагрузку на процессор. Наиболее полная информация представлена на вкладке “Подробности”. Если щелкнуть мышью по заголовку любого столбца, строки будут отсортированы по его значениям. Для принудительного завершения процесса нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по соответствующей строке и выбрать “Снять задачу”. Кроме этого в контекстном меню доступны дополнительные действия.
Если на сервере работает одновременно несколько пользователей, будет полезна вкладка “Пользователи” на которой все процессы сгруппированы по пользователям. Щелчок правой кнопкой мыши по имени пользователя вызывает контекстное меню с доступными действиями. Администратор может отправить сообщение, отключить или полностью завершить сеанс выбранного пользователя.
Вкладка “Службы” отображает состояние служб, а через контекстное меню можно выполнить остановку, запуск или перезапуск службы. На вкладке “Процессы” выполнена группировка процессов по типу, а на вкладке “Производительность” текущая активность компонентов компьютера представлена в графическом виде.
Диспетчер задач предоставляет пользователю минимальный объем информации о загруженности системы, с помощью которого можно выполнить первоначальную диагностику.
Монитор ресурсов
Монитор ресурсов содержит более детальную информацию. Кроме загрузки процессора и оперативной памяти, для каждого процесса в реальном времени отображаются операции чтения и записи на диск, открытые файлы, связанные службы и библиотеки, сетевая активность.
Как запустить мониторинг ресурсов? Есть несколько способов:
- нажать кнопку “Открыть монитор ресурсов”, расположенную на вкладке “Производительность” диспетчера задач;
- ввести команду “resmon” в командной строке или окне “Выполнить”;
- выбрать “Монитор ресурсов” в меню “Средства” диспетчера серверов.
На каждой вкладке монитора ресурсов информация представлена в табличном и графическом виде. Для того, чтобы в таблицах изменить набор столбцов, нужно щелкнуть по заголовку любого столбца правой кнопкой мыши и нажать “Выбрать столбцы”. Если на любой из вкладок пометить нужные процессы флажком, информация в других таблицах будет автоматически отфильтрована по выбранным значениям.
Сведения об активности процессора, памяти, дисков и сети представлены на отдельных вкладках, а вклада “Обзор” содержит сводную информацию по всем компонентам.
Рассмотрим некоторые полезные возможности монитора ресурсов на Windows.
Поиск процесса, блокирующего файл
Бывают ситуации, когда при попытке удалить или изменить файл система выводит сообщение, что файл используется другим приложением и не может быть удален. Для поиска блокирующего процесса нужно ввести часть имени файла в разделе “Связанные дескрипторы”, вкладки “ЦП”. При необходимости процесс можно принудительно завершить.
Просмотр дисковой активности
На вкладке “Диск” отображаются операции чтения-записи с диска. На скриншоте показан случай, когда система активно обращается к файлу подкачки “c:/pagefile.sys”, обычно это существенно замедляет работу системы и свидетельствует о нехватки оперативной памяти.
Также следует обратить внимание на показатель “Длина очереди диска”, считается, что он не должен превышать более чем в два раза количество физических дисков. Если на сервере установлен один физический диск, нормальной считается длина очереди 1-2. Частые всплески этого показателя и высокое время активности диска могут говорить о низкой производительности дисковой подсистемы.
Просмотр сетевой активности
На вкладке “Сеть” можно выявить процессы создающие нагрузку на сеть. Это могут быть сторонние приложения, как на скриншоте, так и внутренние процессы. Как пример можно привести автоматическое обновление операционной системы.
В разделе “TCP-подключения” будут полезны показатели “Процент потерянных пакетов” и “Задержка”, по этим параметрам можно оценивать качество сетевого соединения.
Кроме этого, на вкладке “Сеть” можно видеть прослушиваемые порты и состояние брандмауэра.
Диспетчер задач и монитор ресурсов могут выявить проблему только при условии, что она наблюдается в момент проведения диагностики, но очень часто проблема проявляется не постоянно, а эпизодически. Далее описываются инструменты для мониторинга состояния системы в течении определенного интервала времени.
Системный монитор
Системный монитор позволяет отслеживать счетчики различных системных объектов операционной системы. Например, объект “Физический диск” содержит счетчики “Процент активности диска” и “Средняя длина очереди диска”, а объект “Память” - счетчик “Вывод страниц/с”.
Способы запуска:
- выбрать “Системный монитор” в меню “Средства” диспетчера серверов;
- выполнить команду “perfmon” в командной строке или окне “Выполнить”;
- выбрать “Системный монитор” в группе “Администрирование” панели управления.
Системный монитор состоит из трех основных компонентов: “Средства наблюдения”, “Группы сборщиков данных” и “Отчеты”. В разделе “Средства наблюдения” находится системный монитор, с помощью которого можно наблюдать показания счетчиков в реальном времени или просматривать ранее сохраненные отчеты. Раздел “Группы сборщиков данных” содержит набор счетчиков за которыми будет вестись наблюдение. Для диагностики можно воспользоваться двумя готовыми системными группами или создать собственные. В разделе “Отчеты” сохраняются результаты мониторинга.
Рассмотрим диагностику используя готовую группу сборщиков данных “System Performance (Производительность системы)”
1. Переходим в раздел “Группы сборщиков данных” - “Системные” и запускаем группу “System Performance (Производительность системы)”
2. Ожидаем завершения сбора данных, продолжительность по умолчанию 1 минута, и открываем отчет в разделе “Отчеты” - “System Performance”
В верхней части отчета отображается сводная информация по основным компонентам системы и рекомендации в случае обнаружения проблем. На тестовом сервере результаты диагностики показали нехватку оперативной памяти.
Для того, чтобы увидеть как изменялись значения счетчиков во время сбора данных нужно нажать на панели инструментов кнопку “Просмотреть данные в системном мониторе”. После этого щелкаем в нижней части окна на интересующий нас счетчик, например “% загруженности процессора” и нажимаем кнопку “Выделить” на панели инструментов, после чего соответствующий график станет выделен черной жирной линией. Под графиками отображаются среднее, максимальное и минимальное значения выбранного счетчика.
Отчеты хранятся в обычных файлах в папке “c:\Perflog”, поэтому их легко можно перенести на другой компьютер.
Встроенные группы сборщиков данных недоступны для редактирования, но для групп созданных вручную можно задавать различные параметры, например общую длительность сбора данных или время запуска по расписанию. Для создания группы нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по папке “Особые” в разделе “Группы сборщиков данных”, выбрать “Создать” - “Группа сборщиков данных” и следовать указаниям мастера. Если на созданной группе щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать “Свойства”, откроется окно в котором можно изменить параметры по умолчанию.
Журнал событий
В журнале событий регистрируются все значимые изменения в работе операционной системы. Это может быть запуск или остановка службы, установка обновления, перезагрузка, ошибка чтения с диска или сбой в работе приложения. События делятся на информационные, критические, события ошибок и события предупреждений. Если операционная система Windows тормозит, зависает или работает со сбоями, а также какое-либо приложение работает нестабильно, то с большой долей вероятности в журнале событий будут соответствующие записи. Именно эти записи помогут понять причину тормозов и сбоев.
Способы запуска Журнала событий:
- выбрать “Просмотр событий” в меню “Средства” диспетчера серверов.
- выбрать “Просмотр событий” в группе “Администрирование” панели управления.
- выполнить команду “eventvwr” в командной строке или окне “Выполнить”
Журналы находятся в разделах “Журналы Windows” и “Журналы приложений и служб”. Скорее всего информация о сбоях будет находиться в журнале “Система” раздела “Журналы Windows”. Но если заранее неизвестно, что именно нужно искать, то можно воспользоваться готовым представлением “События управления”, в котором отображается информация из всех основных журналов. Готовое представление недоступно для редактирования, поэтому если возникнет необходимость изменить выводимые журналы или категории событий можно создать собственное представление или скопировать существующее.
Щелкнем правой кнопкой мыши на представлении “События управления” и выберем “Копировать настраиваемое представление”, в открывшемся окне нажимаем “Ок”. В результате появится новое представление “События Управления (1)”. Для редактирования нужно выделить созданное представление и нажать в правой части окна кнопку “Фильтр текущего настраиваемого представления”.
Для диагностики неисправности можно настроить вывод только ошибок и критических событий.
Монитор стабильности системы
Монитор стабильности системы можно рассматривать, как дополнение к журналу событий. Для запуска нужно открыть “Панель управления”, перейти в раздел “Центр поддержки” и нажать “Показать журнал стабильности работы” в группе “Обслуживание”.
События в окне монитора сгруппированы по датам. Если выделить определенную дату, в нижней части экрана отобразится список связанных событий. В зависимости от степени критичности, в верхней части экрана строится линия стабильности, по которой можно оценивать динамику сбоев.
Описанные инструменты мониторинга взаимно дополняют друг друга, поэтому их комплексное использование позволяет получить наиболее полную информацию о работе системы.
Инструменты, перечисленные в данной статье, могут помочь выявить большинство причин зависания и тормозов Windows. Зачастую поиск и устранение неисправностей помогает восстановить скорость работы системы без переустановки Windows.