Если Вы столкнулись с проблемами в работе сервера, первое, что нужно сделать - посмотреть логи Linux. В системный журнал записываются диагностические сообщения, поступающие от различных компонентов операционной системы, таких как ядро или службы, поэтому с большой долей вероятности причина сбоев будет найдена.
Каждое сообщение генерируется в результате возникновения какого-либо события в операционной системе. Событием может быть остановка службы, авторизации пользователя в системе или неполадки в работе приложения. События имеют определенный приоритет, в зависимости от степени критичности. В Linux различают следующие типы событий:
emerg
- авария, наивысший приоритет;alert
- тревога;crit
- критическое событие;err
- ошибка;warn
- внимание;notice
- уведомление;info
- информационное сообщение;debug
- отладочная информация;
Логи Linux собираются службами rsyslog и systemd-journald, они работают независимо друг от друга и входят в состав большинства современных дистрибутивов. Рассмотрим их более подробно.
rsyslog
Журналы службы находятся в директории “/var/log/” в виде обычных текстовых файлов. В зависимости от типа события, сообщения записываются в разные файлы. Например файл “/var/log/auth.log” содержит информацию о входе пользователей в систему, а в файл “/var/log/kern.log” записываются сообщения ядра. В разных дистрибутивах названия файлов могут отличаться, поэтому для точного понимания куда именно происходит запись сообщений рассмотрим файл конфигурации “/etc/rsyslog.d/50-default.conf”.
Правила описывают место хранения логов в зависимости от типа сообщения. В левой части строки указан тип сообщения в формате “[Источник].[Приоритет]”, а в правой части имя файла журнала. При записи типа сообщения можно применять символ “*”, обозначающий любое значение или параметр “none”, обозначающий исключение из списка. Рассмотрим более подробно первые два правила.
“auth,authpriv.* /var/log/auth.log”
“*.*;auth,authpriv.none -/var/log/syslog”
Первое правило означает, что все сообщения принятые от механизма авторизации будут записаны в файл “/var/log/auth.log”. В этом файле будут зарегистрированы все попытки входа пользователей в систему, как удачные так и не удачные. Второе правило говорит о том, что все сообщения, кроме тех, которые связаны с авторизацией будут записаны в файл “/var/log/syslog”. Именно к этим файлам приходится обращаться наиболее часто. Следующие правила определяют место хранения журналов ядра “kern.*” и почтовой службы “mail.*”
Журналы логов можно открыть любой утилитой для просмотра текста, например less, cat, tail. Откроем файл “/var/log/auth.log”
less /var/log/auth.log
Каждая строка файла является отдельным сообщением, поступившим от приложения или службы. Все сообщения, независимо от источника имеют единый формат и состоят из пяти частей. Рассмотрим их на примере выделенного сообщения на скриншоте.
- Дата и время регистрации сообщения - “Feb 12 06:18:33”
- Имя компьютера, с которого пришло сообщение - “vds”
- Имя программы или службы, к которой относится сообщение - “sshd”
- Идентификатор процесса, отправившего сообщение - [653]
- Текст сообщения - “Accepted password for mihail from 188.19.42.165 port 2849 ssh2”
Это был пример успешного подключения по ssh. А так выглядит неудачная попытка:
В этом файле также фиксируется выполнение команд с повышенными правами.
Откроем файл /var/log/syslog
На скриншоте выделено сообщение о выключении сетевого интерфейса.
Для поиска нужной информации в больших текстовых файлах можно использовать утилиту grep. Найдем все сообщения от службы pptpd в файле “/var/log/syslog”
grep 'pptpd' /var/log/syslog
Во время диагностики можно использовать утилиту tail, которая выводит последние строки в файле. Команда “tail -f /var/log/syslog” позволит наблюдать запись логов в реальном времени.
Служба rsyslog является очень гибкой, высокопроизводительной и может использоваться для сбора логов как на локальных системах, так и на уровне предприятия. Полную документацию можно найти на официальном сайте https://www.rsyslog.com/
Логи Linux и их ротация
Логи Linux записываются непрерывно и размер файлов постоянно растет. Механизм ротации обеспечивает автоматическое архивирование старых журналов и создание новых. В зависимости от правил, обработка журналов может выполняться ежедневно, еженедельно, ежемесячно или при достижении файлом определенного размера. По мере создания новых архивов, старые могут быть просто удалены или предварительно отправлены по электронной почте. Ротация выполняется утилитой logrotate. Основная конфигурация находится в файле “/etc/logrotate.conf”, также обрабатывается содержимое файлов в директории “/etc/logrotate.d/”
Новые правила можно записывать в основной файл конфигурации, но более правильным будет создание отдельного файла в директории “/etc/logrotate.d/” По умолчанию в директории уже содержится несколько файлов.
Рассмотрим файл “/etc/logrotate.d/rsyslog”, который содержит правила ротации для журналов службы rsyslog.
В начале правила указывается путь к файлу журнала, затем в фигурных скобках перечисляются директивы.
- rotate 7 - необходимо постоянно хранить 7 файлов
- daily - ежедневно будет создаваться новый файл
- compress - старые файлы необходимо архивировать.
На скриншоте видно, что в каталоге “/var/log/” находится основной журнал “syslog” и семь архивов, что соответствует правилам ротации.
Более подробное описание по настройке утилиты logrotate можно найти в мануале, выполнив команду “man logrotate”
Сбор логов - journald
Служба сбора логов systemd-journald является частью системы инициализации systemd. Файлы журнала хранятся в директории “/var/log/journal/” в специальном формате и могут быть открыты с помощью утилиты journalctl. Формат записей такой же как у службы rsyslog.
Команда journalctl без параметров выводит на экран все записи, но учитывая, что объем журнала может достигать нескольких гигабайт, такой способ просмотра не подходит для практического применения. Рассмотрим некоторые опции утилиты.
journalctl -b
- вывод записей с момента последней загрузкиjournalctl -S "2020-02-17 12:00" -U "2020-02-17 12:10"
- вывод записей за определенный период времениjournalctl -u pptpd
- вывод записей, принятых от определенной службыjournalctl -k
- вывод сообщений ядраjournalctl -p err
- вывод сообщений с определенным приоритетом, в данном случае будут выведены ошибки и более высокие приоритеты(crit, alert, emerg)journalctl -f
- вывод сообщений в реальном времени
Для более гибкого поиска опции можно совмещать. Выведем все ошибки службы pptpd
journalctl -u pptpd -p err
Если в качестве аргумента указать путь к исполняемому файлу, утилита выведет все сообщения, отправленные этим файлом. Выведем сообщения, отправленные файлом “/usr/bin/sudo” начиная с 04:15 18-го февраля 2020 года. Фактически будут выведены все команды, выполненные с повышенными правами.
journalctl -S "2020-02-18 04:15" /usr/bin/sudo
Для того, чтобы узнать сколько места на диске занимают файлы журнала, выполним команду
journalctl --disk-usage
Для ограничения объема журнала размером 1Gb выполним команду
journalctl --vacuum-size=1G
Открытие бинарных файлов
В заключение, рассмотрим несколько специальных файлов в директории “/var/log/”, в которых регистрируются попытки входа пользователей в систему. Это бинарные файлы, которые могут быть открыты только специальными утилитами.
/var/log/wtmp - содержит информацию об успешном входе пользователей в систему, для открытия используется утилита last
/var/log/btmp - в файле регистрируются все неудачные попытки входа в систему, открывается командой lastb с повышенными правами. Параметр -n определяет количество выводимых строк начиная с конца файла.
/var/log/lastlog - содержит время последнего входа для каждой учетной записи, может быть открыт одноименной утилитой lastlog